Опубликован мой экспертный комментарий для портала Coindesk относительно перспектив уголовного преследования в России лиц, возможно причастных к хищению криптовалют. Оригинал статьи (на английском языке) доступен по ссылке.

Оригинальный текст на русском языке:

На сегодняшний день законодательство, регулирующее оборот криптовалют (активов) в России окончательно не сформировано, что существенно осложняет возможность потерпевших защитить свои права законными механизмами. Это касается как лиц, столкнувшихся с хищением активов с крипто-кошельков, так и жертв всевозможных инвестиционных фондов и «пирамид».
В заявлениях управляющего партнера ZP Legal Желязнякова, между строк читается то, что и так очевидно для адвокатов, имеющих дело с нашей правоохранительной системой: в случае установления «виновных» в хищении средств и оказания на них определенного давления через правоохранительные органы, те сами захотят облегчить свою участь и вернуть похищенные средства. 

При этом основной вопрос не в техническом установлении движения транзакций, получателей и распорядителей активов (способные на это специалисты в нашей стране есть), а в процессуальном закреплении такого рода доказательств и последующей их оценке правоохранительными органами, что представляет определенную сложность.

Другой вопрос, насколько готовы Российские правоохранительные структуры в их нынешнем состоянии, создавать подобный прецедент и открыто называть вещи своими именами в рамках уголовного преследования на территории России? Уголовные дела, связанные с хищениями и оборотом криптоактивов в нашей стране были и ранее, однако с правовой точки зрения они, насколько это возможно, вписаны в реалии действующего Российского законодательства. В частности, подобные манипуляции могут быть квалифицированы по ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), или, например, по ст. 174 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Наличие доказательств, свидетельствующих о совершении вышеуказанных преступлений потенциально заинтересует российские правоохранительные структуры значительно больше, чем хищение крипто-активов у иностранной компании. 

Я имел аналогичный опыт возврата средств инвесторам довольно крупного ICO-проекта. После технического оформления доказательств, обращения в полицию и вызовов к оперативникам некоторых основателей проекта, нам действительно поступили предложения о возврате средств, что и было осуществлено на условиях, которые устроили стороны конфликта. Однако такой механизм, во первых, не гарантирует стопроцентного результата, а во вторых далек от того, что можно назвать полноценным расследованием. 

Таким образом, представляется, что шансы на успех в рассматриваемой ситуации, безусловно есть, однако, давайте называть вещи своими именами: до возбуждения в России уголовного дела именно по факту хищения криптоактивов, скорее всего, не дойдет.